Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Вовлечение в деятельность экстремистских и террористических организаций: понятие, классификация

info-4В современных условиях особенно проявляется динамизм социальных процессов, что способствует обострению глобальных проблем человечества и выражается в эклектичности общественного сознания, дезориентации личных и общественных ценностей, деструктивных моделях поведения.

Проблема изучения технологий вовлечения в деятельность экстремистских и террористических организаций обусловлена тем, что экстремистские структуры неонацистского толка, квазирелигиозные секты, террористические ультранационалистические организации активизировались, осуществляя разнообразные способы (технологии) вовлечения в террористическую деятельность экстремистских организаций.

Вовлечение в такого рода деятельность связано с понятиями «затягивание», «запутывание», «реформирование мышления», «программирование». Концепт «вовлеченность» имеет большое количество определений как в зарубежной, так и в отечественной науке. Рассмотрение феномена вовлеченности на основе разных научных подходов помогает выяснить основное содержание этого феномена. Так, в экономической науке под вовлеченностью понимают осознанную систему поведения и деятельности работников, направленную на повышение эффективности труда. В менеджменте представлено определение «личной вовлеченности» (personal engagement), объясняемое как «освоение членами организации своих рабочих ролей; вовлеченные сотрудники реализуются физически, интеллектуально и эмоционально в процессе профессиональной деятельности». У. Кан полагает, что вовлеченность состоит из убеждений сотрудников об организации, ее лидерах (руководителях) и условиях труда (когнитивный аспект), положительного или отрицательного отношения к организации и ее руководителям (эмоциональный аспект) и реального выполнения действий (физический аспект).

В психологической науке вовлеченность рассматривается в разных контекстах и соотносится с такими понятиями, как «вовлеченность в работу», «увлеченность работой», «организационная приверженность», «организационное гражданское поведение» и «лояльность». Так, по мнению М. И. Магура, «вовлеченность — это желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад как член организации для достижения ее целей».

В юридической науке понятие «вовлеченность» определяется в статьях уголовного кодекса под названием «Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества», «Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений» и др. Вовлечение (склонение, вербовка) в деятельность экстремистских, террористических организаций — это латентные способы воздействия на групповое и индивидуальное сознание. Для этого создается устойчивая мотивация к действиям, поступкам террористической направленности, экстремистского характера.

Вовлечение в террористическую деятельность осуществляется по трем главным параметрам личности (по А. Н. Леонтьеву) соотносительно широты связей человека с миром (количественные показатели), степени их иерархизации (ведущие, второстепенные) и общей структуры связей (качественные показатели).

Например, в течение нескольких месяцев вербовку в социальных сетях г. Воронежа «ВКонтакте» и «Одноклассники» вела 25-летняя Кристина Преснякова (она же Инша Аллах Гураба). Девушка вступила в ряды незаконного вооруженного формирования (далее — НВФ) «Джамаат Абу Ханифа» (запрещена в Российской Федерации), которое готовит боевиков для участия в боевых действиях против правительственных сил Сирии, и продолжает вести вербовочную деятельность предположительно из г. Ракка, находящегося под контролем «ДАИШ» (запрещена в Российской Федерации). В отношении гр. Пресняковой возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 208 УК РФ («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»).

Агитация была направлена на лиц (потенциальных адептов), имеющих следующие характеристики:

• истероиды;

• лица с паранойяльной (легкая форма пароноидального синдрома) настроенностью;

• психастеники;

• зависимый тип личности, лица из семей с гиперопекой;

• лица из неполных семей;

• из асоциальных семей;

• с ограниченными физическими возможностями;

• пережившие тяжелые психотравмы;

• с развитым эйдетическим восприятием (галлюцинации наяву);

• склонные к конфабуляциям (разновидность «ложных воспоминаний», «галлюцинации воспоминания»);

• дети и родственники культистов или террористов.

При вербовке в экстремистские и террористические организации строго учитываются все отношения, взаимоотношения, которые данная личность выстраивает с окружающими, с обществом, с данной группой; поднимаются вопросы идентичности, осуществляется построение «Я-концепции». Выделяют в качестве факторов предрасположенности к восприятию экстремистских идей:

• низкая самооценка с постоянной, зачастую агрессивной готовностью к защите своей личности;

• переживание социальной несправедливости со склонностью проецировать причины своих жизненных неудач на близкое окружение или общество в целом;

• социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы;

• сильная (как правило, не удовлетворенная) потребность в присоединении или принадлежности к значимой группе.

Вовлечение в деятельность экстремистских организаций обозначается как «контроль сознания», «реформирование мышления», «программирование», «несанкционированное внедрение в психику», «индоктринация». Существуют разные подходы к объяснению технологий вовлечения в деятельность экстремистских и террористических организаций. Например, М. В. Вершинин считает, что технология вовлечения в деятельность экстремистских организаций, на примере «Хизб-ут-Тахрир» (запрещена в Российской Федерации), включает следующие этапы: начальный этап и основной метод — культурно-просветительский, где ставится задача формирования «правильного политического сознания», «правильного исламского образа мышления». Конечный этап — это захват власти (возможно, в одной отдельно взятой стране) посредством того, чтобы все члены общества стали «истинными мусульманами» и в итоге — это «миссия донесения ислама до остального мира».

Вовлечение в деятельность террористических организаций (по Н. П. Голяндину, А. В. Горячеву) содержит ряд следующих действий, а именно: подбор и выявление потенциального кандидата, сбор и оценка информации о нем, разработка. Далее — организационно-тактические методики вовлечения в деятельность организации: проведение ознакомительных и вербовочных бесед, привлечение к исполнению отдельных акций, а также проведение проверочных мероприятий на надежность кандидата. И последнее — это удержание кандидата в организации с использованием различных методов психологического и физического воздействия.

Вилсон-Шеф (Wilson Schaef) и Фассел (Fassel) описали классификацию вовлечения в деятельность преступных сообществ с использованием лжи:

1) обман самих себя (прерывание контакта со своими чувствами, осознаванием происходящего, со своими настоящими потребностями);

2) обман членов семьи, коллег, провокации нечестности внутри семейной или рабочей системы;

3) обман мира в целом для того, чтобы произвести ложное впечатление на окружающих.

Технология вовлечения в деятельность экстремистских и террористических организаций, описанная Дж. Овертоном и называемая Окном Овертона (Окном дискурса), предназначена для изменения общественных стереотипов в сознании. Содержание этой технологии состоит в том, что для каждой новой или изначально абсурдной идеи существует «окно возможностей». Для ее внедрения в сознание личности и группы используется поэтапное воздействие, расширяющее представления по данной теме и изменяющее установки. «Окно», или локус идеи, изменяет представления от этапа «немыслимые» (чуждые), полностью отвергаемые до этапа «актуальные», принятые массовым сознанием и закрепленные в законах: переход от немыслимого в область радикального (обсуждение данной тематики); переход от радикального к возможному приемлемому (создание эвфемизма); переход от возможного к рациональному; переход от рационального к популярному. Эффективным данную технологию делает последовательное, системное применение и латентный способ воздействия.

Другая классификация (способ вовлечения — модель изменений) описана К. Левином. В этой модели представлены три этапа.

Первый этап — размораживание. На этом этапе происходит осмысление ситуации, выясняется обстановка (движущие силы) и решаются вопросы о конфронтации или сотрудничестве.

Второй этап — движение. Осуществляется привлечение соратников (адептов), выработка новых положений и осуществление изменений.

Третий этап — замораживание. Происходит закрепление достигнутых изменений и получение вознаграждения за результат.

Представляется необходимым упомянуть работу П. А. Катышева, Б. Е. Кильдибекова, где феномен «вовлечения» рассматривается с позиции критического анализа на примере дискурса террористической организации. Авторы считают, что вовлечение начинается с создания сообщества (группы), в которую набираются адепты (посвященные), формируются специфические (экстремистские) ценности. Далее осуществляется совместная деятельность, например, акции, собрания, где происходит общая координация работы. Затем создается образ организации при использовании «народной молвы», или вирусного распространения информации. Последующий этап — это выход на более широкую аудиторию для осуществления стратегических целей (взаимодействие с региональными ячейками, проведение конференций и т. д). Технологии вовлечения связаны с объяснениями, формированием убеждений, а также осуществляется выбор нужного источника доктрины и выбираются соответствующие темы обсуждения, акцентируется внимание на ключевых идеях доктрины (например, на законах шариата) при многократном повторении содержания. Авторы отмечают, что вовлечение связано с проблематизирующими вопросами, предписаниями, с проверкой уровня подготовленности к занятию, с организацией дискуссии по теме, с контролем учебной инициативы, с созданием и поддержанием интереса к изучаемой теме и т. д. При этом используются слова-побуждения, такие как «закон», «приказ», «путь», «фард», «ваджиб», «призыв» и т. д.; включаются арабизмы, которые подчеркивают связь с религиозной доктриной ислама.

Содержание рассмотренных выше классификаций вовлечения в деятельность экстремистских организаций определяется структурой, методологией. Технологии вовлечения в деятельность экстремистских организаций — это систематические методы планирования, применения, оценивания всего процесса данной деятельности.

В группах экстремистского и террористического направления осуществляется технологичное прохождение ступеней развития, начиная с адептов, далее квазичленство и представление их как полноправных участников группы. Рассмотрим перечисленные выше ступени развития: к адептам относятся те, кто был привлечен информационной пропагандой, кто заинтересовался идеями данной организации, то есть те, с кем еще продолжается такая работа. Адептам предлагается так называемое самообразование: онлайн-беседы, специальная литература, специальные сайты, создается «миф» о целях организации и ее деятельности. Квазичлены — это те, кто проходит проверку на устойчивость, то есть предполагаемые члены группы, и экс-члены — индивиды, выбывшие из группы. Им предлагается участие в вербовочной деятельности, решение вопросов финансового характера. Полноправные участники группы, идентифицировавшиеся с группой, пользуются всеми привилегиями и разделяют все обязательства, связанные с групповым членством. При этом создается мотивационная основа для тяготения субъекта к группе, включающая совокупность его потребностей и ценностей, которые специально изучают. Затем учитываются побудительные свойства группы, отраженные в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способах действия, престиже и других признаках. Обязательно учитываются ожидания квазиучастников или адептов, или субъективная вероятность того, что членство будет иметь благоприятные или отрицательные последствия; и гораздо позже осуществляется индивидуальный уровень сравнения — некоторая усредненная субъективная оценка последствий пребывания личности в разных социальных группах.

С авторской точки зрения, вовлечение в деятельность экстремистских и террористических организаций предназначено для формирования:

• направленности (готовности) к восприятию экстремистских ценностей, идей;

• групповой принадлежности, самоидентификации;

• заинтересованности в осуществлении результата деятельности;

• ответственности за результаты деятельности. К методам вовлечения относят:

• проповеди на собраниях адептов и обучение «правильной» вере неофитов;

• проведение массовых мероприятий, рассчитанных на мобилизационный эффект (похороны, митинги, протесты, флэш-акции);

• проведение пропагандисткой деятельности через религиозно настроенных преподавателей светских и религиозных учебных заведений;

• миссионерская пропаганда и прозелитизм среди инословного населения.

Методология пропаганды основывается на принципах:

• доступности;

• доверительности;

• убедительности;

• аргументированности;

• авторитетности и др.

Вовлечение в деятельность экстремистских организаций начинается с психологического воздействия и отражает те или иные способы, изменяющие жизнедеятельность субъектов, групп. Задачей, результатом вовлечения (склонения, вербовки) в деятельность экстремистских организаций является создание мотивации для выполнения деятельности и ее координация.

Причины эффективности технологий воздействия, используемых для вовлечения в террористическую деятельность:

1) бедность и экономическая ситуация в стране или регионе;

2) социальная структура общества и место сообщества, к которому несовершеннолетний принадлежит в системе макрообщественных связей (данный фактор существенно коррелирует с социальным статусом подростка);

3) культура (в том числе религиозная) и традиции общества или сообщества.

Направленность на террористическую деятельность может быть вызвана:

1) событиями, которые вызывают желание отомстить или совершить ответное действие (неправомерные действия правоохранительных органов, убийство или насилие в отношении друга (родственника) и т. д.);

2) отсутствием возможностей для участия в политической или общественной жизни, свободного выражения своего мнения или мнения группы;

3) конкретными негативными факторами в микросоциальной группе;

4) значимостью принадлежности к сильной группе для развития собственной личности;

5) вооруженным конфликтом.

Технологии вовлечения в деятельность экстремистских и террористических организаций содержат вариативные формы описания данной деятельности, а именно: причины и принципы, на которые опирается данная технология; цель и ее конкретизация в задачах; методы, формы и средства.

Таким образом, в технологиях вовлечения в деятельность экстремистских и террористических организаций существуют устойчивые связи между возможностями среды (маргинальная, псевдорелигиозная и т. п.) и личной предрасположенностью к восприятию экстремистских и террористических идей.